Библиотека католической христианской литературы

Саймон Тагуэлл "БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ"

[Предыдущая глава] [Оглавление] [Следующая глава]

Глава 5.

"То, что явлено - не благо", учит св. Игнатий Антиохийский, быть может, цитируя какое-то ходячее речение; и добавляет: " Бог наш, Иисус Христос, уйдя из мира к Отцу, явил Себя полнее". Исчезнув, Христос появился в большей мере, чем тогда, когда Он жил на земле. Ориген ссылается на то же или похожее речение, рассуждая о словах Господних: "...войди в комнату свою и закрой дверь свою" (Мф 6, 6). Это лучше поясняет нам слова св. Игнатия и смысл речения. Нельзя молиться явно. Бог не действует явно. Все это входит в давнюю и долгую традицию. Христианские богословы и до, и после св. Игнатия учили, что Бог действует тихо, незаметно, без шума и суеты. Такое учение бросает свет на еще одну грань того почти неуловимого качества, которое названо кротостью. Все наши хлопоты о благополучии, влиянии, власти происходят от нашей неполноты, тогда как Бог, действующий тихо, говорит от полноты бытия. Блаженство, обещанное кротким, призывает нас отрешиться от деловитости, свойственной миру неполноты, чтобы жить в тишине и незаметности полного Божиего мира. Вспомним, как торжественно явился Бог на Синае (Исх 19,16 и далее). Этого, собственно говоря, мы и ждем от Него. Но когда Он снова является Илии, это происходит очень тихо, словно Он нарочно отрицает все то, что так поразило народ в книге Исхода. Не в буре Господь, не в землетрясении, не в огне, а в "веянии тихого ветра". Еврейское слово (в западной традиции - "шепот") связано этимологически со словом "молчание", употребляемом в 37(36) псалме. Даже в Новом Завете Господь действует также. Он говорит: "Лучше для вас, чтобы Я пошел" (Ин 16, 7), и "идет", уходит, сперва - в Страстях, потом - в Вознесении. Ориген не без основания сказал, что Христос "был послан не только, чтобы Его знали, но и чтобы остаться скрытым". Кроткие почитают этот способ действия и стараются подражать в нем Богу. Они не тщатся чего-то достигнуть, что-то уладить, завоевать мир. Их действия проистекают от полноты бытия, отражающего полноту бытия Божия. Такой "отказ от соревнований" обходится недешево. Образец наш - Христос на кресте. Его помогут понять не сентиментальные оптимисты из душеспасительных книжек, а, скорее, великие трагические герои - Агамемнон, Эдип, Гамлет. Все они - в ловушке... Это часто бывает с человеком. Жизнь мира сего - ловушка. Снова и снова мы оказываемся в безвыходном положении. Сколько бы мы ни мечтали, что все "прекрасно устроится", нам приходится жить в ловушке прежних своих ошибок, чужих грехов, дурных социальных систем. Ощущение беспомощности - одна из самых тяжких психологических проблем нашей эпохи, легко приводящая к полному отчаянию. Евангелие дает на это суровый, но единственно реальный ответ. Оно говорит, что, только приняв ловушку, мы можем изменить хоть что-то. Не надо суетиться, не надо рваться на волю, надо нести крест беспомощности, как нес его Спаситель, чтобы обрести истинную силу для жизни, более приличествующую образу и подобию Бога. Все наши хлопоты и метания только увеличат неполноту, суету падшего мира. Тишина же, "тихость", дает Богу возможность действовать. Это - тайна Его ненавязчивого присутствия. Кроткие такой тайны причастны. Блажен тот, кто не тщится что-то сделать; тот, кто умеет беспомощно ждать на кресте; именно такие люди наследуют землю. После грехопадения наша власть над землей выражается в потреблении и порче. Власть же Адама выражалась в том, что он давал имена. Согласно св. Ефрему Сирину, нарекая животных, он поистине соучаствовал в творческом деле Бога. Во Христе мы снова обретаем эту силу, помогая каждой твари обрести полноту бытия. Если мы должны наследовать землю - научимся узнавать, называть по имени, освобождать все тварное, возвращая его к должному состоянию, и перестанем суетиться, что-либо "налаживая" и "устраивая" на пользу себе. Точно также мы должны обращаться и друг с другом. Как жаль, что, помогая людям, мы тщимся "решать их проблемы"! Это почти неизбежно приводит к тому, что мы наклеиваем ярлыки абстракций на неповторимые ситуации. На самом же деле мы должны не решать, не ставить диагноз, не наклеивать ярлыки, а узнавать или, точнее, познавать - познавать, как первый человек, каждое существо, каждую ситуацию в их совершенной неповторимости. Когда ситуация уж очень безвыходна, мы начинаем понимать, что нужно не столько найти из нее выход, сколько, выразить ее. Тут хорош поэт или художник; и порой, по милости Божией, мы сами можем стать этим поэтом и художником. Каждая ситуация в нашем мире требует не "делового", а "художественного" подхода. Если мы наследуем землю, мы обязаны этим не "умелому администрированию", а чему-то похожему на тонкость и творческий дух. Кроткие - это те, кто не "добивается" и не "устраивает", а беспомощно взирает на жизнь. Кому же, как не им, сказать в единении с Божиим Словом то слово, которое освободит всякую тварь, вернув ее к самой себе? Только они и могут по-настоящему радоваться власти над землей. Итак, не гневайтесь на благоденствие нечестивых - ни у них, ни у вашего гнева нет будущего. Радуйтесь о Боге, и взором веры и надежды вы увидите творимый Им мир сквозь отчаяние и безысходность века сего.

[Предыдущая глава] [Оглавление] [Следующая глава]


© Библиотека католической христианской литературы, 2001-2002
http://cathlib.narod.ru

Сайт управляется системой uCoz